
История новогодней елочки пришла к нам из средневековой Германии. Наряжать елку на Рождество и Новый год было древним обычаем среди германских народов. Они выбирали в лесу понравившуюся им елку и украшали ее ленточками и свечами, а потом совершали вокруг нее обряды. Со временем елку стали приносить в дом, устанавливали ее на стол и украшали свечами, сладостями и яблоками.
Эта традиция распространилась по всей Европе, а в России новогодняя елка появилась в 1699 году, когда Петр 1 издал указ, предписывающий украшать дома, улицы, дороги ветвями хвойных деревьев. В этом указе давались также рекомендации по организации новогоднего праздника. В новогоднюю ночь было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу. Но сами ветки ничем не украшались.
Обычай наряжать новогоднюю елку пришел гораздо позже.
После смерти Петра I его нововведение было забыто и только кабатчики продолжали украшать елками входы и крыши своих питейных заведений.
Вновь новогодняя елка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. В двадцатые годы 19 века шла активная пропаганда культа семьи, а семейные праздники должны были сплачивать ее.
Первая новогодняя елка состоялась в 1818 году в Москве. Ее организовала супруга Николая I императрица Александра Федоровна( урожденная прусская принцесса Шарлотта). А на следующий год и в Петербурге.
Что интересно, ни А.С. Пушкин, ни М. Ю. Лермонтов никогда в жизни ёлки не видели. В их дворянском кругу поддерживались только русские святочные традиции, а немецкие традиции были чужды. И до начала 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не существовал, дворцовые ёлки были исключением.
Но мода диктует правила и увлечение немецкой культурой ( в то время был популярен «Щелкунчик» Гофмана), а также культ семьи посодействовали тому, что Рождественская ёлка, объединяя вокруг себя всю семью, это быстро полюбилось горожанам.
В начале 1850-х годов началась городская мода на ёлки и их уже стали продавать у Гостиного двора крестьяне. А потом этот сезонный промысел стал принадлежать финским крестьянам, и давал им хороший заработок, потому что ёлки стоили дорого.
Как украшали новогоднюю елку в те времена.
Петербуржцы начали соревноваться, у кого ёлка гуще и богаче. Самые богатые ёлки убирались настоящими драгоценностями и ценными тканями. В одной газете тех времен уговорилось «искусственная ёлка», высотой в два с половиной метра, «обвитая дорогой материей и лентами, верхние ветви её были украшены дорогими украшениями: серьгами, перстнями и кольцами, а нижние ветви цветами, конфетами и плодами».
В XIX веке самыми известными в Петербурге специалистами в кондитерском деле стали выходцы из Швейцарии, которые завладели столичным кондитерским делом. Они стали продавать ёлки, заранее украшенные фонариками, игрушками, а также пряниками, пирожными, конфетами и прочими сладостями собственного производства. Стоили такие ёлки очень дорого и покупать их для своих детей могли только весьма зажиточные люди.
Чуть позже появились елочные украшения — стеклянные фигурки, бусы, шарики, бумажные флажки, блестящие нити, хлопушки в золотых и серебряных обертках.
Сразу после революции 1917 года запрета на новогоднюю елку не было, только елка стала редкостью из-за экономических проблем. Но в 1922 году ситуация резко поменялась, когда в РСФСР прошла кампания за преобразование праздника Рождества Христова в «комсомольское рождество»-в «комсвятки». А празднование Рождества было запрещено.
В декабре и январе специальные патрули из добровольцев ходили по улицам и заглядывали в окна, проверяя исполнение правительственного указа. Новогодняя ёлка перешла на нелегальное положение. Те, кто не хотел лишать своих детей праздника, делали это теперь тайно.
Конец «левым перегибам» был положен в декабре 1935 года. В газетах писали о том, что чем дети рабочих и трудящихся хуже детей буржуев. Почему «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. …
Так возродился и утвердился по сегодняшний день обычай устанавливать дома и на площади города новогоднюю елку. Меняется только мода на украшения.